Теория запланированного устаревания продукции уже много лет вызывает споры. Неудивительно, ведь трудно поверить, что концерны, производящие всевозможную электронику и бытовую технику, могли преднамеренно повредить свою продукцию так, чтобы она вышла из строя через определенный промежуток времени (обычно через два года, на которые распространяется гарантия). Неудивительно поэтому, что разговор на эту тему чаще всего сводился к конспирологии. Между тем проблема существует и вполне реальна. Техника не только ломается быстрее, чем должна, но и после того, как отвезете ее в сервис, выясняется, что запчастей для ее ремонта нет или это совсем нерентабельно.
Если в попали в такую ситуацию с телевизором, обратитесь в сервисный центр https://primpress.ru/article/86155 , мастер всегда вам поможет решить проблему.
Разногласия вызывает способ изготовления принтеров, которые очень часто имеют встроенные микросхемы, не позволяющие использовать чернила до конца, что приводит к блокировке после определенного количества отпечатков. Официально речь идет о том, чтобы не пачкать наши столы, неофициально это самый простой способ заставить нас купить новый тонер. Между тем, после установки специального программного обеспечения принтер может продолжать работать без каких-либо проблем. То есть он был сознательно запрограммирован не использовать свои ресурсы до конца, фактически растрачивая их.
В наушниках часто рвутся провода, которые сделаны из слишком деликатных материалов. Бич многих мониторов — дрянные кнопки, для которых некоторые производители вместо металлических дают пластиковые пружинки. Когда он ломается, нам кажется, что вышел из строя весь монитор, когда это только часть, которая стоит несколько копеек. Также турбины насосов посудомоечных машин изготавливаются из пластика, а не из металла, а это значит, что они часто ломаются в процессе эксплуатации, а стоимость их замены на новые несоразмерно высока по отношению ко всему оборудованию. Это еще не все. — Возьмем, к примеру, пылесосы. 80 процентов из всех поломок связана со щетками двигателя, которые просто изнашиваются. Тогда пылесос уже ни на что не годится, потому что замена слишком дорогая. Таким образом, от небольшой детали в двигателе зависит срок службы всего пылесоса.
Как будто этого мало, электронные компоненты монтируются таким образом, что их невозможно заменить: они приклеены или залиты пластиком. Попытка их демонтировать невозможна или приводит к повреждению других компонентов. В результате многие ремонтные службы не занимаются ремонтом конкретных моделей электронных устройств.
Интересным фактом являются также устройства, для которых мы не будем покупать сменные компоненты, например, смартфоны со встроенным аккумулятором. — Можно сказать, что некоторые устройства относятся к группе одноразовых устройств. Их можно использовать до тех пор, пока не произойдет сбой. Если это так, то цена продукта должна отражать такое положение дел и должна быть ниже. Зачастую цены на мобильные устройства общего пользования однозначно выше, чем на стиральную машину или холодильник.
Контрактный заговор
Проблема планового устаревания продукции – бич не только нашего времени. Первый доказанный крупный скандал разразился почти сто лет назад и касался так называемого заговор на лампочку. Когда Томас Эдисон изобрел лампочку, срок ее службы составлял около 1500 часов. За несколько следующих десятилетий производителям удалось увеличить его до 2500 часов, хотя были и те, кто хвастался, что их изделие светит 3000 часов. Однако в 1924 году представители крупнейших компаний рынка (Osram, Philips и General Electric) встретились и заключили соглашение, по которому срок службы лампочек должен был быть сокращен до 1000 часов. Причина? Конечно, максимизация прибыли. Неформальный картель назывался Феб, и сохранилось много свидетельств его существования. Был даже создан специальный комитет «1000 часов жизни». целью которого было обеспечение соблюдения установленного срока службы лампочек. Компании, превысившие лимит в 1000 часов, заплатили штраф. Короче говоря, ученые сознательно работали над сокращением срока службы недавно изобретенного продукта. Последствием заговора являются современные лампочки, которые светят не более 1000 часов.
К мошенничеству прибегнул и американский концерн DuPont, который в 1935 году начал работу над нейлоном, материалом, который спустя пять лет произвел революцию в текстильной промышленности. Успех нового материала обернулся для компании проклятием. Прочный нейлон означал, что покупатели реже покупали хлопчатобумажные и шелковые чулки, что приводило к снижению прибыли компании. Чтобы заставить их покупать чаще, нейлон лишили специальных добавок, делавших его устойчивым к ультрафиолетовым лучам, испускаемым солнцем. Они отвечают за трещины и т.н. глаза, которыми до сих пор страдают женщины во всем мире.
Знаменитая ээпл попалась на том, что аккумуляторы в iPod производства компании (nano 1G) были заведомо рассчитаны на короткий срок службы. Иногда они выходили из строя через восемь месяцев и не могли быть заменены. По данному факту против компании возбуждены уголовные дела. Американские потребители и даже японское правительство боролись за свои права. Корпорация Atmel, выпускающая мини-чипы для мобильных телефонов и фотоаппаратов, намеренно не позволяет их владельцам использовать неоригинальные аккумуляторы. самсунг и HP также были уличены в намеренном старении своих продуктов . И это только верхушка айсберга. Конечно, все это отрицают, даже когда судебные эксперты в исках приводили достоверные данные.
Мир защищает себя
Так как же защитить себя от запланированных чрезвычайных ситуаций? Ничто не заменит осознанных покупок и изучения рынка, например, чтения онлайн-форумов, на которых говорят пользователи продукта. Во всем мире возникает все более формализуемое «движение сопротивления». В Великобритании запланированное старение продуктов считается нарушением прав потребителей. Там есть учреждения, такие как Управление добросовестной торговли или Институт торговых стандартов, которые отстаивают права потребителей в суде в отношении долговечности продуктов даже после истечения их гарантийного срока.
На проблему обратил внимание и Европейский Союз, который работает над новыми правилами, чтобы заставить производителей увеличить срок службы своего оборудования. Чиновники в Брюсселе хотят продления гарантийного срока до пяти лет и гарантии того, что запчасти будут производиться и для старых моделей устройств, чтобы ремонтные мастерские могли произвести необходимый ремонт.