Во времена экономики, основанной на знаниях, сотрудники являются ключевым ресурсом для компаний, стремящихся оставаться конкурентоспособными. Особенно те, кто обладает высокой квалификацией, высокой мотивацией к действию и открыт к изменениям. Как побудить людей разных поколений к развитию и самосовершенствованию? Может ли такая деятельность оказать реальное влияние на результаты всей организации? Мы советуем!
Профессиональное развитие по определению
Повышение квалификации – это процесс повышения квалификации путем приобретения знаний, навыков и опыта. Специалисты АПрофПк утверждают, что профессиональное развитие идет рука об руку с личностным развитием и отделить эти две области друг от друга толстой линией действительно сложно.
Профессиональная модель, действовавшая до недавнего времени, состояла из трех этапов: допрофессионального (обучение, получение опыта и обучение по определенной профессии), профессионального (работа по полученной профессии) и послепрофессионального (пенсионного). Сегодня этой модели уже нет в наличии. Выбор направления обучения или приобретение конкретной профессии в подростковом возрасте не определяет всю профессиональную карьеру. Изменение взглядов на образование привело к созданию термина «обучение на протяжении всей жизни». Это пожизненный процесс совершенствования уже приобретенных навыков и приобретения новых.
Основные функции профессионального развития
Одной из основных функций профессионального развития является приобретение новых знаний. Его также можно понимать в более широком смысле как изменение системы ценностей или развитие через сотрудничество. Обмен знаниями позволяет вам развивать социальные навыки, например, способность легко передавать знания. Как упоминалось выше, профессиональное развитие связано с личностным развитием. Поэтому при выборе карьерного пути стоит учитывать такие факторы, как: система ценностей, способности, навыки, интересы, темперамент и даже здоровье (если знать, что те или иные заболевания могут быть препятствием при выполнении тех или иных обязанностей) .
Профессиональное развитие и смена поколений
Демографические изменения и развитие технологий оказали огромное влияние на рынок труда. Мы наблюдаем серьезную переформулировку системы ценностей у экономически активных людей. То, что десяток-другой лет назад было приоритетным для поколения рожденных в 40-х, 50-х и 60-х годах, называемых бэби-бумерами, для людей, выходящих на рынок труда в третьем десятилетии 21 века, не является самым важным. Стабильность занятости становится все менее важной для сотрудников поколений X и Y (особенно Y). Это люди, которые привыкли менять свое рабочее место и даже промышленность. Они часто ищут новые вызовы, не представляя себе работу на одном месте на протяжении всего периода своей профессиональной деятельности. Но во многих организациях эти три поколения работают бок о бок. Имея разные приоритеты, разные подходы к развитию карьеры. Это большой вызов для руководителей и сотрудников HR-подразделений, которым необходимо найти язык и методы поддержки развития сотрудников с учетом возможностей каждой группы.
В компаниях, которые заботятся не только о финансовых результатах организации, но и о брендинге работодателя , все реже применяется политика: уволить и заменить. Работодатели все больше осознают, что не только молодые сотрудники имеют ключевое значение для организации. Исследователи подчеркивают, что с возрастом, среди прочего, эмпатия и эмоциональная стабильность. Таким образом, опытные работники могут стать наставниками для более молодых и менее опытных людей, что в некотором роде для них естественно.
Профессиональное развитие и карьера
Люди, которые хотят оставаться конкурентоспособными на рынке труда, должны быть готовы к постоянному профессиональному развитию. Что это значит? Для некоторых необходимо изменить приоритеты. Движущей силой развития профессиональной карьеры является не только желание получать более высокую заработную плату, но и возможность реализовывать интересные проекты или реализовывать собственные идеи. Стремление к успеху, ощущаемое во многих средах, также немаловажно. Таким образом, развитие является основной движущей силой профессиональной карьеры. Желание осваивать новые навыки приветствуется потенциальными работодателями. Открытость к вызовам является ключевой чертой в мире экономики, основанной на знаниях.
Формы повышения компетенций сотрудников
В настоящее время у сотрудников есть много возможностей для повышения своих профессиональных компетенций, как жестких, так и мягких. Наиболее важными способами являются:
- аспирантура,
- вебинары и онлайн-курсы,
- конференции,
- отраслевое обучение, например, продажи, консультации, переговоры,
- языковые курсы,
- тематическое исследование,
- мастерские,
- интеграционные поездки.
Работодатели все больше осознают, что инвестиции в развитие сотрудников — это инвестиции в развитие всей организации. Поэтому именно они выступают с обучающими инициативами. Они поощряют сотрудников повышать свою квалификацию, субсидируя учебу и отраслевые курсы, а также организуя внутреннее обучение, лекции и лекции с отраслевыми экспертами.
Что может сдерживать профессиональный рост?
Профессиональному развитию могут препятствовать многие факторы, в том числе:
- низкая самооценка,
- рутина,
- недостаток мотивации,
- Боязнь провала
- отсутствие возможностей для развития,
- груз обязанностей.
Профессиональное развитие связано с необходимостью принимать новые вызовы. Многие опасаются, что не будут соответствовать требованиям, сознательно отказываясь от карьерного роста. Это особенно верно для тех сотрудников, которые считают свою работу непривлекательной или слишком тяжелой. Прежде чем искать новые профессиональные вызовы, стоит позаботиться о балансе между работой и личной жизнью и нейтрализовать своего внутреннего критика. Психологические, терапевтические или коучинговые сессии могут помочь изменить ваше отношение к профессиональному развитию.
Направление и темпы профессионального развития зависят от многих факторов, в том числе экономический статус, социальное положение, но и черты характера. Характер выполняемой работы также влияет на динамику профессионального карьерного роста. Предложения об обучении и продвижении по службе чаще получают работники отраслей, связанных с новыми технологиями, т.е. маркетинга и ИТ.
Что делать, чтобы профессиональное развитие не воспринималось сотрудниками как принуждение?
Все больше и больше работодателей требуют от своих сотрудников постоянного обучения. Для кого-то это огромный плюс (особенно для сотрудников поколения Y). Исследования показывают, что для людей, родившихся в 1980-х и 1990-х годах, возможность продвижения по службе стоит в списке профессиональных приоритетов. Именно поэтому миллениалы охотно выбирают работу в крупных компаниях и международных корпорациях, в ДНК которых заложено развитие. Они осознают, что неспособность освоить новые навыки может сделать их менее конкурентоспособными в будущем. Тем более, что на рынок труда выходит поколение, родившееся на пороге нового тысячелетия. «Зетка» — индивидуалисты, для которых саморазвитие — одна из высших ценностей в жизни.
Однако не все подходят к тренингам, курсам и семинарам с одинаковой отдачей. На рынке труда все еще есть представители предыдущих поколений, не привыкшие к многозадачности и постоянному обновлению знаний. Поэтому работодатель должен позаботиться о том, чтобы предоставить представителям нового поколения ожидаемые ими возможности развития, а опытным работникам дать возможность следовать выбранному карьерному пути, ценя их достижения в других областях.